Заикание у детей

Процесс формирования речи очень сложен. В нём участвуют все дыхательные пути ребенка. Заикание врачи объясняют как судорогу мышц некоторых органов речи (губ, языка, гортани, грудных мышц, диафрагмы, мягкого неба или брюшных мышц).

Заикание – сложный дефект речи. Проявляется тем, что ребенок делает непроизвольные, неконтролируемые паузы во время высказывания и повторяет отдельные звуки и слоги по нескольку раз. В зависимости от причин, заикание может быть либо функциональным, то есть приобретенным, либо вызванным органическими поражениями центральной нервной системы (например, при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и др.).

Чаще всего у малышей встречается приобретенное заикание. Как правило, оно возникает в возрасте от 2 до 5 лет, когда у ребенка активно формируется собственная речь.

Не последнюю роль также играет наследственный фактор, а также постоянное общение с людьми у которых уже существует дефект речи (заикание или невыговаривание некоторых букв). Порой ребенок сначала подражает человеку, который заикается, а вследствие начинает непроизвольно заикаться сам.

От избытка информации также может возникнуть проблема, поэтому не нужно «перегружать» ребенка знаниями и давать ему чересчур сложные задания . Бывает, ребенку мешает правильно говорить чересчур быстрая речь. Сильный испуг, физические наказания также могут спровоцировать развитие такого дефекта речи.

Спровоцировать заикание могут также быть неправильные методы воспитания (например, физические наказания) или сильный испуг. Также послужить толчком к развитию недуга может недостаток любви, тепла и положительных эмоциональных контактов в семье.

Нередко заикание возникает при попытке переучить леворукого ребенка, т.к. леворукие дети очень эмоциональны, у них повышенная тревожность и боязливость.
Как распознать, что Ваш ребенок начал заикаться?

Основным проявлением заикания является появление судорог в процессе речи. Обычно судороги длятся 0,5-12 секунд, но в редких случаях они могут продолжаться и до 1,5 минут. Для появления заикания очень важно в какой обстановке находится ребенок. Обычно это обстановка, в которой ребенок нервничает. Так же имеет значение, каких букв больше в словах и на каком месте они располагаются. Наиболее тяжелыми для произношения являются буквы «п», «г», «б», «д», «т», «к», особенно если эти буквы стоят в начале слова.

Выделяют три формы течения заболевания:

1. Постоянная форма. Заикание проявляется постоянно во всех формах речи.
2. Волнообразная форма. Заикание то усиливается, то уменьшается, но полностью не проходит.
3. Рецидивирующая форма. Заикание появляется вновь после некоторого периода отсутствия.

Что делать?

Заикание – серьезное испытание для малыша. Оно не только мешает ребенку выражать свои мысли, но и становится преградой в общении со сверстниками. Поэтому, если ваш ребенок заикается, сделайте все возможное, чтобы устранить этот недуг еще до школы. Причем лечение нужно начинать сразу же, как только вы заметили первые признаки. В начальной стадии болезнь имеет, как правило, легкую форму. Стоит поторопиться: легкое, едва заметное заикание может быстро прогрессировать. И чем больше времени проходит с момента его появления, тем больше шансов получить тяжелейший стойкий дефект речи, который способен повлиять на психику ребенка.

Лечение детей с заиканием проводится комплексно педиатром, логопедом и психологом.
Задачей педиатра является создание благоприятного фона для дальнейшего психологического воздействия, т.е. обычно назначаются успокаивающие препараты или такие процедуры как массаж, электросон, посещение бассейна.

Психолог помогает ребенку комфортно чувствовать себя в любой ситуации: не бояться общения с людьми; помогает осознать, что он не является неполноценным и не отличается от окружающих его сверстников. Психолог убеждает ребенка, что он может говорить правильно, без заикания. Обязательно после каждого удачно сказанного слова малыша нужно похвалить. Обязательно на занятиях присутствие родителей.

Работа с логопедом должна быть регулярной и длится приблизительно 8-9 месяцев. Основная цель – научить ребенка правильно говорить. Логопед начинает с простого (малыш произносит легкие слова, с которыми у него не возникают трудности) и заканчивает самыми трудными. На занятиях ребенка учат говорить плавно, не спеша. Очень важно, чтобы он научился правильно дышать. Для этого используют специальные дыхательные упражнения. Чтобы малышу было легче и веселее осваивать «речь без запинки», существует система разнообразных музыкальных игр (это называется логопедической ритмикой). Дети двигаются и разговаривают под музыку (хороводы, инсценировки любимых сказок, пальчиковые игры под музыку и т.д.). Это очень полезные упражнения: они помогают ребенку развивать мелкую и речевую моторику, учат ориентироваться в пространстве, воспитывают чувство ритма. А еще – помогают снять напряжение и скованность.

Очень много зависит и от родителей. Чтобы ребенок перестал заикаться, родители должны говорить с ним негромко, спокойно и, главное, неторопливо. И выслушивать малыша нужно тоже спокойно, не подгоняя его и не перебивая на полуслове (даже если вы ужасно спешите). Относитесь к своему чаду ласково, старайтесь обходиться без резких слов и критики. Поощряйте его маленькие успехи. Здоровый образ жизни: соблюдение режима (не забывайте о дневном сне), полноценное питание, прогулки на свежем воздухе – хороший помощник в борьбе с заиканием.