Ребёнок и дружба

Что же такое ДРУЖБА? Для чего вообще нужно учить маленьких детей дружить?

Дружба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение.

Общаясь с другими детьми, малыш ведет себя, руководствуясь только собственными желаниями, без учета желаний других детей. К сопереживанию малыши до 2-х лет пока не способны. Малыши, которые только научились ходить и разговаривать, могут испытывать друг к другу симпатию, скучать друг по дружке, однако данные взаимоотношения мало походят на дружбу. Дети больше интересуются игрушками и ему безразлично, что сегодня он играет с игрушками черноволосого мальчика, а на следующий день он будет играть с игрушками светловолосой девочки. В этом возрасте дели лишь взаимодействуют между собой на основе взаимных интересов. А такое понятие, как «дружба» им неведомо. Тем не менее, сам факт общения малыша с другими детьми чрезвычайно важен для ребенка, для приобретения им навыков коммуникации и социализации, для развития у него способности адаптироваться в чужом коллективе и завязывать дружеские отношения.

Начиная с 2-летнего возраста, малыш приходит к осознанию своего «Я», а это уже переход на новый, важный этап в развитии ребенка. И только к 3-м годам у детей формируется настоящая «дружба», основанная на симпатиях, доверии и взаимных интересах. Они уже сами занимаются распределением ролей в игре, обижаются и конфликтуют на этой почве друг с дружкой, объединяются друг против дружки, ссорятся не только из-за жадности, но и из-за обидных слов. Малыши уже начинают различать, что хорошо, а что плохо.

Первая дружба помогает чувствовать себя увереннее в новой среде. Друг помогает освоить ребенку территории, выйти за пределы родительского влияния. Освобождаясь от родительской опеки, ребенок открывает собственное «Я» и «Я» других людей. Дети, которые находятся в дружеских отношениях друг с другом, избавляются тем самым от присущего им детского эгоизма. Ребенок, будучи кому-то другом, открыт для сопереживания и готов прийти своему товарищу на помощь.

Искусство педагогов, родителей состоит в корректной и мягкой помощи детям – сделать первый шаг и познакомиться с другим ребенком, организовать интересную совместную игру, помочь ребёнку стать немного увереннее. Для формирования дружеских взаимоотношений у детей рекомендуются игровые упражнения, занятия, ситуативные игры, чтение художественных произведений, праздники на темы дружбы. Дети на таких праздниках вместе поют, читают стихи, что, несомненно, сплачивает их. У них появляются одни интересы, они стараются помочь друг другу, если что-то не получается.