Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности

Современный ребенок очень мало двигается, играет со сверстниками. Создается дефицит сенсорного опыта детей. Мелкая моторика и координация движений пальцев рук находятся в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Дети, имеющие низкий уровень развития мелкой моторики, испытывают трудности в обучении, они медлительны, переключаемость и последовательность движений нарушены.

Выделяют три критических периода формирования речевой функции.

Первый период.

Период, когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие (до двух лет). На этом этапе ведущей формой деятельности, стимулирующей речевое развитие ребенка, является предметно-действенное общение с взрослым. Для успешного развития зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи и ее понимания, ребенок должен видеть предмет и одновременно слышать его название, трогать его и выполнять с ним различные действия (гладить, катать в машине и т. д.). Чем больше ребенок будет соприкасаться с предметом, тем успешнее будет развиваться его реакция на слово, обозначающее этот предмет.

В этот период развитию мелкой моторики способствуют упражнения по нанизыванию колец пирамидки, выкладыванию мозаики, палочек и т. п. Также развитию мелкой моторики способствуют игры с пальчиками (например, «Сорока», «Ладушки» и т. д.).

Второй критический период в развитии речевой функции – 3 года, когда интенсивно развивается связная речь. В это время бурно проявляется инициативное общение с взрослым («возраст почемучек»). Игра становится ведущей формой деятельности, в процессе которой происходит интенсивное развитие речи. Во время обучения игре дети овладевают способами действий и теми словами, которыми взрослый сопровождает показ предметов, действий, отношений.

В самостоятельном пользовании детей должны быть разнообразные наборы игрушек и пособий для развития тонкой моторики, конструирования и пр. Для развития тонкой моторики в этом возрасте используются игры с мячами, пирамидками, различными вкладышами, куклами и др. сюжетными игрушками. В детском саду проводятся занятия по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду.

Третий период.

К 5-6 году жизни у ребенка формируется абстрактное мышление. Ведущая прежде игровая деятельность постепенно замещается учебной, которая в школе составляет основу совершенствования устной и развития письменной речи детей. Одной из главных задач на данном возрастном этапе является формирование правильного захвата орудия письма и правильное распределение мышечной нагрузки.

Этому как нельзя лучше способствуют различные виды пальчиковых гимнастик, вырезывание, выкладывание узоров и букв из различных материалов (счетных палочек, крупы, мозаики и т. д., игры с пластилином, бумагой).

Все перечисленные методы и приемы, направленные на развитие у детей мелкой моторики, не осуществимы без наличия определенных материалов и оборудования. В детских садах «Мишуткины сказки» для этого созданы все условия. С детьми проводятся занятия по сенсорной интеграции,  по ИЗО деятельности, лепке, аппликации и многое другое. Кроме того, в детских садах «Мишуткины сказки» проводятся занятия по лего-конструированию, что также способствует развитию мелкой моторики.

В статье использованы материалы источника: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod136.htm y65 \lsdlocke