Частный садик "Мишуткины сказки" Без рубрики,Воспитание детей Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности

Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности

Современный ребенок очень мало двигается, играет со сверстниками. Создается дефицит сенсорного опыта детей. Мелкая моторика и координация движений пальцев рук находятся в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Дети, имеющие низкий уровень развития мелкой моторики, испытывают трудности в обучении, они медлительны, переключаемость и последовательность движений нарушены.

Выделяют три критических периода формирования речевой функции.

Первый период.

Период, когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие (до двух лет). На этом этапе ведущей формой деятельности, стимулирующей речевое развитие ребенка, является предметно-действенное общение с взрослым. Для успешного развития зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи и ее понимания, ребенок должен видеть предмет и одновременно слышать его название, трогать его и выполнять с ним различные действия (гладить, катать в машине и т. д.). Чем больше ребенок будет соприкасаться с предметом, тем успешнее будет развиваться его реакция на слово, обозначающее этот предмет.

В этот период развитию мелкой моторики способствуют упражнения по нанизыванию колец пирамидки, выкладыванию мозаики, палочек и т. п. Также развитию мелкой моторики способствуют игры с пальчиками (например, «Сорока», «Ладушки» и т. д.).

Второй критический период в развитии речевой функции – 3 года, когда интенсивно развивается связная речь. В это время бурно проявляется инициативное общение с взрослым («возраст почемучек»). Игра становится ведущей формой деятельности, в процессе которой происходит интенсивное развитие речи. Во время обучения игре дети овладевают способами действий и теми словами, которыми взрослый сопровождает показ предметов, действий, отношений.

В самостоятельном пользовании детей должны быть разнообразные наборы игрушек и пособий для развития тонкой моторики, конструирования и пр. Для развития тонкой моторики в этом возрасте используются игры с мячами, пирамидками, различными вкладышами, куклами и др. сюжетными игрушками. В детском саду проводятся занятия по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду.

Третий период.

К 5-6 году жизни у ребенка формируется абстрактное мышление. Ведущая прежде игровая деятельность постепенно замещается учебной, которая в школе составляет основу совершенствования устной и развития письменной речи детей. Одной из главных задач на данном возрастном этапе является формирование правильного захвата орудия письма и правильное распределение мышечной нагрузки.

Этому как нельзя лучше способствуют различные виды пальчиковых гимнастик, вырезывание, выкладывание узоров и букв из различных материалов (счетных палочек, крупы, мозаики и т. д., игры с пластилином, бумагой).

Все перечисленные методы и приемы, направленные на развитие у детей мелкой моторики, не осуществимы без наличия определенных материалов и оборудования. В детских садах «Мишуткины сказки» для этого созданы все условия. С детьми проводятся занятия по сенсорной интеграции,  по ИЗО деятельности, лепке, аппликации и многое другое. Кроме того, в детских садах «Мишуткины сказки» проводятся занятия по лего-конструированию, что также способствует развитию мелкой моторики.

В статье использованы материалы источника: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod136.htm y65 \lsdlocke

Related Post

Заикание у детейЗаикание у детей

Процесс формирования речи очень сложен. В нём участвуют все дыхательные пути ребенка. Заикание врачи объясняют как судорогу мышц некоторых органов речи (губ, языка, гортани, грудных мышц, диафрагмы, мягкого неба или