Поощрение и наказание в процессе воспитания детей

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

И поощрения, и наказания нужны. Только применять их надо умело. Эмоциональный подъём, радость, восторг, вызванный, допустим, подарком, или огорчение, стыд, а порой и страх, связанный с наказанием, — всё это чувства, которые ребёнок переживает очень остро. Именно на остроте переживаний и основан педагогический эффект поощрения и наказания. Но если всё это повторяется часто, становится привычным, радости ребёнка тускнеют, а огорчения либо тоже утрачивают свою остроту, либо вызывают хроническое состояние подавленности, неуверенности в себе, рождают почву для невроза.

Поощрение – очень сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.
Главное, не переборщить с похвалой, иначе привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться.
Для похвалы есть несколько ограничений:

– не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);

– не хвалить больше двух раз за одно и то же;

– не хвалить из жалости;

– не хвалить из желания понравиться.

Человеку в день нужно не менее 8 “поглаживаний”, желательно, разных по способу и степени проявления.

Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:

– дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих;

– дети с обоснованным комплексом “сверх полноценности” (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;

– самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Не нужно их хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, и не сравнивая их с другими детьми.

Наказание.

Нельзя оправдывать суровые наказания и жестокость в человеческих отношениях. Однако, совсем без наказания, к сожалению, обойтись не получится. Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребенка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.
Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.
Рекомендуемые формы наказания

– вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;

– лишение поощрений и привилегий;

– осуждение поведения;

– народное средство.

Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.
Чтобы наказание пошло ребенку на пользу, нужно руководствоваться некоторыми правилами:

1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?
2) Наказание никогда не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
3) Если есть сомнения, наказывать или нет – не наказывать! Никаких наказаний не должно быть “для профилактики”.

4) За один раз можно наказать только за один проступок. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.
5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.

6) Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился.
7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание не принесет ему пользы.
8) Ребенок не должен панически бояться расправы. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей.

9) Не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание. Только в одном случае такое наказание целесообразно: если вина сына или дочери как раз в том и состояла, что закончив, допустим, клеить «змея», ребёнок убежал с ним во двор, забыв за собой убрать.

10) Нельзя наказывать ребенка отменой ранее данного обещания. Взрослые всегда должны оставаться в глазах детей людьми слова, иначе их авторитет будет поколеблен.

Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:

— когда он болеет;

— перед сном и сразу после сна;

— во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);

— во время работы и игры;

— непосредственно после душевной или физической травмы;

— когда ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается;

— когда сам воспитатель находится в плохом настроении.

Нельзя наказывать лишением любви!

Вывод: поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия. Тогда в поощрении ребёнок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный, учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.

Но ни в коем случае нельзя спекулировать на естественной любви детей к родителям. Наоборот, и наказанный, ребёнок должен быть уверен, что родители не только его по-прежнему любят, но и вместе с ним переживают случившееся.

При всей на первый взгляд противоположности поощрений и наказаний они должны строиться по единому принципу: как можно больше требований к человеку и вместе с тем как можно больше уважения к нему.

Все методы воспитания должны применяться с учетом условий, места и времени и во взаимодействии друг с другом и при обязательном и непременном индивидуальном подходе к воспитаннику, свойствам его характера, психики, уровню воспитания.

Для этого можно обнять ребенка, приласкать, сказать, что он по-прежнему любим и что наказывать его было неприятно. Нужно еще раз объяснить, почему он наказан и как ему следует себя вести в следующий раз.