Показатели речевого развития детей от 2 до 3 лет
Показатели речевого развития | Время появления в норме |
---|---|
Употребляет местоимение “Я” | 2 года 3 мес. |
Адекватно использует названия цветов | 2 года 6 мес. |
Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода) | К 3 годам |
Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде | К 3 годам |
Активно пользуется предложно-падежными конструкциями | С 2 лет 1 мес. |
Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи | К 3 годам |
Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи | С 2 лет 3 мес. |
Произносит твердые звуки С, 3, Ц | С 2 лет 1 мес. |
Замечает неправильное звукопроизношение у других детей | К 3 годам |
Начинает подбирать рифмы к словам | С 3 лет |
Трёхлетний ребёнок владеет фразовой речью, при построении предложений употребляет союзы, предлоги, наречия, местоимения. О себе ребёнок говорит в первом лице, может сформулировать свои желания. Трёхлетний ребёнок может рассказать о произошедшем событии несколькими связанными предложениями. Он знает что такое “посуда”, “одежда”, “обувь”, “овощи”, “фрукты”. Дети апеллируют прилагательными, обозначающими предметы по форме, размеру, цвету и т.д. Ребёнок знает такие понятия, как быстро-медленно, выше-ниже, правая-левая, далеко-близко.
Произношение слов пока ещё не очень чистое, могут не выговариваться некоторые звуки: Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р, Р`,Р.
Показатели речевого развития | Время появления в норме |
---|---|
Употребляет в активной речи слова -названия частей предметов | 3 года 6 мес. |
Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами | С 3 лет |
Использует в речи приставочные глаголы | 3 года 1 мес. |
Появляется словотворчество | С 3 лет |
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук – лук) | К 4 годам |
Произносит звуки Ш, Ж, Щ. Ч, Л, Р | К 4 годам |
Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи | К 4 годам |
Может пересказать знакомую сказку близко к тексту | К 4 годам |
Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки | К 4 годам |
Если малышу четыре года, он не стесняется говорить с посторонними, строит грамматически правильные предложения, словарный запас состоит из слов различных частей речи.
Заучивание наизусть стихотворений и чистоговорок способствовало улучшению звукопроизношения: речь стала внятной, чёткой, практически все звуки ребенок произносит правильно. Речевое дыхание удлинилось, голос приобрел нужный тембр, ребёнок может регулировать его громкость.
Показатели речевого развития детей от 4 до 5 лет
Показатели речевого развития | Время появления в норме |
---|---|
Использует родовые названия предметов | С 4 лет 6 мес. |
Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии | 4 года 6 мес. |
Может подбирать к словам антонимы | К 5 годам |
Продолжается словотворчество | В течение дошкольного детства |
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак – лак) | С 4 лет 6 мес. |
Определяет наличие звука в слове | С 4 лет 6 мес. |
Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец) | К 5 годам |
Может составить рассказ по картинке или серии картинок | К 5 годам |
Начало формирования внутренней (планирующей) речи | К 5 годам |
Звукопроизношение полностью соответствует норме | С 4-5 лет |
У пятилетнего малыша речь чистая, внятная, без нарушении звукопроизношения. Именно в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Возросла речевая активность: малыш не только задает вопросы сам и отвечает на вопросы взрослого, но и охотно и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях. Сделаны первые шаги по овладению грамотой: малыш научился замечать в словах отдельные звуки, a простые слова пробует анализировать полностью.
– Непринужденно вести диалог и поддерживать беседу на предложенную тему.
– Свободно пересказать знакомые произведения, содержание увиденного или услышанного, рассказывать наизусть стихотворения, придумывать и отгадывать загадки.
– Иметь представление о предложении, слове, слоге, звуке, букве, как единице речи и выделять их из речевого потока.
– Владеть элементарными навыками работы со схемами предложения, слоговыми и звуковыми схемами слов.
Если у ребенка проблемы с произношением, пересказом или изложением, то это не в коем случае не патология. Лучший способ справиться и подтянуть ребенка до показателей речевого развития 6 лет: внимание и терпение, чтение, беседы о увиденном, услышанном, просмотренном, помощь квалифицированного логопеда.