Помощь логопеда. Показатели речевого развития

Сидорова Ольга Семёновна – логопед-психолог:
“Ошибочно думать, что логопед занимается только исправлением дефектов речи. На самом деле во время логопедических занятий ребёнок очень много узнаёт об окружающем мире. Если ваш ребёнок чего-то не знает – это поправимо. Нужно просто уделить побольше времени развивающим занятиям. может стоит подумать о занятиях с логопедом”.

Показатели речевого развития детей от 2 до 3 лет

Показатели речевого развития Время появления в норме
Употребляет местоимение “Я” 2 года 3 мес.
Адекватно использует названия цветов 2 года 6 мес.
Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода) К 3 годам
Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде К 3 годам
Активно пользуется предложно-падежными конструкциями С 2 лет 1 мес.
Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи К 3 годам
Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи С 2 лет 3 мес.
Произносит твердые звуки С, 3, Ц С 2 лет 1 мес.
Замечает неправильное звукопроизношение у других детей К 3 годам
Начинает подбирать рифмы к словам С 3 лет

Трёхлетний ребёнок владеет фразовой речью, при построении предложений употребляет союзы, предлоги, наречия, местоимения. О себе ребёнок говорит в первом лице, может сформулировать свои желания. Трёхлетний ребёнок может рассказать о произошедшем событии несколькими связанными предложениями. Он знает что такое “посуда”, “одежда”, “обувь”, “овощи”, “фрукты”. Дети апеллируют прилагательными, обозначающими предметы по форме, размеру, цвету и т.д. Ребёнок знает такие понятия, как быстро-медленно, выше-ниже, правая-левая, далеко-близко.

Произношение слов пока ещё не очень чистое, могут не выговариваться некоторые звуки: Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р, Р`,Р.

 Показатели речевого развития детей от 3 до 4 лет
Показатели речевого развития Время появления в норме
Употребляет в активной речи слова -названия частей предметов 3 года 6 мес.
Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами С 3 лет
Использует в речи приставочные глаголы 3 года 1 мес.
Появляется словотворчество С 3 лет
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук – лук) К 4 годам
Произносит звуки Ш, Ж, Щ. Ч, Л, Р К 4 годам
Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи К 4 годам
Может пересказать знакомую сказку близко к тексту К 4 годам
Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки К 4 годам

Если малышу четыре года, он не стесняется говорить с посторонними, строит грамматически правильные предложения, словарный запас состоит из слов различных частей речи.
Заучивание наизусть стихотворений и чистоговорок способствовало улучшению звукопроизношения: речь стала внятной, чёткой, практически все звуки ребенок произносит правильно. Речевое дыхание удлинилось, голос приобрел нужный тембр, ребёнок может регулировать его громкость.

Показатели речевого развития детей от 4 до 5 лет

Показатели речевого развития Время появления в норме
Использует родовые названия предметов С 4 лет 6 мес.
Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии 4 года 6 мес.
Может подбирать к словам антонимы К 5 годам
Продолжается словотворчество В течение дошкольного детства
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак – лак) С 4 лет 6 мес.
Определяет наличие звука в слове С 4 лет 6 мес.
Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец) К 5 годам
Может составить рассказ по картинке или серии картинок К 5 годам
Начало формирования внутренней (планирующей) речи К 5 годам
Звукопроизношение полностью соответствует норме С 4-5 лет

У пятилетнего малыша речь чистая, внятная, без нарушении звукопроизношения. Именно в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Возросла речевая активность: малыш не только задает вопросы сам и отвечает на вопросы взрослого, но и охотно и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях. Сделаны первые шаги по овладению грамотой: малыш научился замечать в словах отдельные звуки, a простые слова пробует анализировать полностью.

 Показатели речевого развития детей 6-го года жизни
Давайте посмотрим, как должен говорить ребенок в 6-тилетнем возрасте:
– Правильно выговаривать звуки.
– Самостоятельно регулировать дыхание и темп процесса речи.
– Владеть силой, высотой и тембром голоса.
– Понимать значение речи для человека.
– Использовать речь в разных целях.
– Эффективно общаться на родном языке.
– Узнавать родной и чужой язык, проявлять интерес к чужому языку.
– Иметь сбалансированный словарный запас для каждой сферы жизни.
– Разговаривать грамотно, употреблять простые и сложные предложения.

– Непринужденно вести диалог и поддерживать беседу на предложенную тему.

– Придерживаться этикета в общении с другими людьми.
– Самостоятельно высказывать монологические заключения разного рода.
– Получать удовольствие от чтения.

– Свободно пересказать знакомые произведения, содержание увиденного или услышанного, рассказывать наизусть  стихотворения, придумывать и отгадывать загадки.

– Иметь представление о предложении, слове, слоге, звуке, букве, как единице речи и выделять их из речевого потока.

– Владеть элементарными навыками работы со схемами предложения, слоговыми и звуковыми схемами слов.

– Проводить звуковой анализ простых слов.
– Интересоваться чтением, делать попытки самостоятельно читать.

Если у ребенка проблемы с произношением, пересказом или изложением, то это не в коем случае не патология. Лучший способ справиться и подтянуть ребенка до показателей речевого развития 6 лет: внимание и терпение, чтение, беседы о увиденном, услышанном, просмотренном, помощь квалифицированного логопеда.