Почему дети любят рискованные игры?

Родители знают, что дети любят играть в рискованные игры – игры, сочетающие в себе радость свободы и некоторую долю страха, производящие будоражащее чувство. И, конечно же, это в родителях побуждает «здоровый» страх. Тем не менее рискованные игры нужны детям для их правильного эмоционального и физического развития. В игре дети учатся управлять своими страхом и гневом и, таким образом, контролировать эмоции в пугающих ситуациях в реальной жизни.

Эллен Сэндсетер, преподаватель норвежского Университета королевы Мод (Queen Maud University) в городе Тронхейм, выделила шесть категорий рискованной игры, которая привлекает детей по всему свету. Это:

– Большая высота. Дети лазают по деревьям и разным конструкциям на пугающем расстоянии от земли, где они могут получить обзор мира с высоты птичьего полета и захватывающее чувство покорения вершины.

– Большие скорости. Дети качаются на канатах, веревках или на качелях на детской площадке; катаются на санках, лыжах, коньках или с горок во дворе; спускаются по быстрым рекам на бревнах и лодках; а также катаются на велосипедах, скейтбордах и других приспособлениях, достаточно быстрых, чтобы вызвать захватывающее чувство, когда практически, но не полностью теряешь контроль.

– Опасные инструменты. В зависимости от культуры дети играют с ножами, луками и стрелами, сельскохозяйственными аппаратами (тут сочетается работа и игра) или другими инструментами, которые могут быть потенциально опасными. Конечно, дети чувствуют большое удовлетворение от того, что им доверили такие инструменты, но также и захватывающее чувство контроля над ними, зная, что ошибка может привести к травме.

– Опасная среда. Дети любят играть с огнем и в глубоких водоёмах или рядом с ними, что представляет некоторую степень угрозы.

– Куча-мала. Дети по всему миру гоняются друг за другом и устраивают игровые драки, и обычно они предпочитают быть в самой уязвимой позиции – того, кого догоняют, или того, на кого нападают в драке, – положение, влекущее наибольшую степень риска и требующее больше всего навыков, чтобы его преодолеть.

– Исчезнуть/потеряться. Дети помладше играют в прятки и испытывают захватывающее чувство временного, пугающего разделения с товарищами по игре. Дети постарше отправляются куда-то подальше от взрослых, в места для себя новые и наполненные воображаемыми опасностями, включая опасность потеряться.

Чтобы игра была безопасной, она должна быть свободной, а не сдерживаемой, управляемой или навязанной взрослыми.

Дети в самостоятельной игре избегают ситуаций, при которых они могут получить травму. Подконтрольные же игры грозят серьезными последствиями. Каждый ребёнок индивидуален и к каждому нужен индивидуальный подход. Дети знают свою меру страха, с которой они могут справиться, и чтобы использовать это знание, они должны сами быть ответственными за свою игру. Конечно, есть дети, которые переоценивают свои силы и регулярно травмируются во время игр. Таким детям нужно помочь научиться самоограничению.

Тяга к опасности бывает нескольких типов.

Отрицательная тяга к опасности. «Я не трус, но я боюсь!»

Некоторые дети не просто не рискуют, но и даже боятся определенных игр, сопряженных с долей риска. Они видят и чувствуют опасность и не рискуют понапрасну. В более старшем возрасте такие дети осуждают опасные игры сверстников, не поддаются на провокации типа «Тебе слабо?». Однако, если ребёнок чрезмерно боязлив, опаслив и становится предметом постоянных насмешек, то ему необходима помощь взрослых. Такое поведение может быть индивидуальной особенностью ребёнка, но может быть и следствием какого-то испуга. Также ребёнок может копировать поведение взрослых в опасных ситуациях.

Средняя тяга к опасности. «Посмотри, как я умею!»

Дети со средней тягой к опасности достаточно подвижны, они не совершают экстремальных поступков, но в любой ситуации могут найти возможность продемонстрировать свои умения: пройтись по поребрику, забраться на верхнюю ступень лестницы и т.д. Это способ самовыражения, демонстрация своей состоятельности, желание вызвать восхищение, возможность проверить границы дозволенного, проявить свое всемогущество, сделать что-то по-своему. Так дети развиваются, становятся более сильными, взрослыми и ответственными. Главное, чтоб они при этом делали правильные выводы.

Максимальная тяга к опасности. «Все умрут, а я останусь!»

Этим детям море по колено, зачастую они не просто не видят опасности, а будто ищут их на свою голову. Они зачинщики опасных игр, экстремальных развлечений, конкурсов, игр с острыми предметами. Им это доставляет удовольствие, несмотря на травмы, ушибы, порезы, ссадины и осуждение взрослых. В раннем детстве они могут развлекаться в одиночестве, потом устраивают опасные игры в компании сверстников, куда легко привлекают детей, спрашивая «а слабо?». Родителей в эти игры не посвящают, играют тайно. К сожалению, эти игры действительно небезопасны и могут кончаться не только травмами. С такими детьми действовать путями наказаний и запретов бесполезно. Нужно искать причины такого поведения. Еще стоит обратить внимание на то, а нет ли у вашего ребёнка друга с такими же проблемами. Втянуть сверстников в опасные игры легко, и часто именно они, случайные участники, становятся настоящими жертвами. Поэтому всегда важно четко доносить до ребенка запреты и устанавливать границы, а также учить сопротивляться, говорить «нет» и принимать ответственные решения.

Тяга к опасностям у каждого ребёнка индивидуальна и их познание является частью процесса взросления. Так они знакомятся с разными полюсами нашего мира, добром и злом, смелостью и трусостью, ловкостью и ее отсутствием. Дети познают себя и окружающий мир, а мы, взрослые, своей реакцией поддерживаем то или иное их поведение. Поощряя детское «всемогущество» – подталкиваем к рискованным поступкам, тревожась по пустякам – вынуждаем детей скрываться или излишне осторожничать. Помните: «Кто не рискует, тот не пьет шампанского». И, может быть, лазить по стройкам, прыгать с гаражей и дразнить собак – неотъемлемая часть настоящего детства? И в силах родителей сделать так, чтобы эта «часть» пошла детям только на пользу.