Частный садик "Мишуткины сказки" Воспитание детей Почему дети любят рискованные игры?

Почему дети любят рискованные игры?

Родители знают, что дети любят играть в рискованные игры – игры, сочетающие в себе радость свободы и некоторую долю страха, производящие будоражащее чувство. И, конечно же, это в родителях побуждает «здоровый» страх. Тем не менее рискованные игры нужны детям для их правильного эмоционального и физического развития. В игре дети учатся управлять своими страхом и гневом и, таким образом, контролировать эмоции в пугающих ситуациях в реальной жизни.

Эллен Сэндсетер, преподаватель норвежского Университета королевы Мод (Queen Maud University) в городе Тронхейм, выделила шесть категорий рискованной игры, которая привлекает детей по всему свету. Это:

– Большая высота. Дети лазают по деревьям и разным конструкциям на пугающем расстоянии от земли, где они могут получить обзор мира с высоты птичьего полета и захватывающее чувство покорения вершины.

– Большие скорости. Дети качаются на канатах, веревках или на качелях на детской площадке; катаются на санках, лыжах, коньках или с горок во дворе; спускаются по быстрым рекам на бревнах и лодках; а также катаются на велосипедах, скейтбордах и других приспособлениях, достаточно быстрых, чтобы вызвать захватывающее чувство, когда практически, но не полностью теряешь контроль.

– Опасные инструменты. В зависимости от культуры дети играют с ножами, луками и стрелами, сельскохозяйственными аппаратами (тут сочетается работа и игра) или другими инструментами, которые могут быть потенциально опасными. Конечно, дети чувствуют большое удовлетворение от того, что им доверили такие инструменты, но также и захватывающее чувство контроля над ними, зная, что ошибка может привести к травме.

– Опасная среда. Дети любят играть с огнем и в глубоких водоёмах или рядом с ними, что представляет некоторую степень угрозы.

– Куча-мала. Дети по всему миру гоняются друг за другом и устраивают игровые драки, и обычно они предпочитают быть в самой уязвимой позиции – того, кого догоняют, или того, на кого нападают в драке, – положение, влекущее наибольшую степень риска и требующее больше всего навыков, чтобы его преодолеть.

– Исчезнуть/потеряться. Дети помладше играют в прятки и испытывают захватывающее чувство временного, пугающего разделения с товарищами по игре. Дети постарше отправляются куда-то подальше от взрослых, в места для себя новые и наполненные воображаемыми опасностями, включая опасность потеряться.

Чтобы игра была безопасной, она должна быть свободной, а не сдерживаемой, управляемой или навязанной взрослыми.

Дети в самостоятельной игре избегают ситуаций, при которых они могут получить травму. Подконтрольные же игры грозят серьезными последствиями. Каждый ребёнок индивидуален и к каждому нужен индивидуальный подход. Дети знают свою меру страха, с которой они могут справиться, и чтобы использовать это знание, они должны сами быть ответственными за свою игру. Конечно, есть дети, которые переоценивают свои силы и регулярно травмируются во время игр. Таким детям нужно помочь научиться самоограничению.

Тяга к опасности бывает нескольких типов.

Отрицательная тяга к опасности. «Я не трус, но я боюсь!»

Некоторые дети не просто не рискуют, но и даже боятся определенных игр, сопряженных с долей риска. Они видят и чувствуют опасность и не рискуют понапрасну. В более старшем возрасте такие дети осуждают опасные игры сверстников, не поддаются на провокации типа «Тебе слабо?». Однако, если ребёнок чрезмерно боязлив, опаслив и становится предметом постоянных насмешек, то ему необходима помощь взрослых. Такое поведение может быть индивидуальной особенностью ребёнка, но может быть и следствием какого-то испуга. Также ребёнок может копировать поведение взрослых в опасных ситуациях.

Средняя тяга к опасности. «Посмотри, как я умею!»

Дети со средней тягой к опасности достаточно подвижны, они не совершают экстремальных поступков, но в любой ситуации могут найти возможность продемонстрировать свои умения: пройтись по поребрику, забраться на верхнюю ступень лестницы и т.д. Это способ самовыражения, демонстрация своей состоятельности, желание вызвать восхищение, возможность проверить границы дозволенного, проявить свое всемогущество, сделать что-то по-своему. Так дети развиваются, становятся более сильными, взрослыми и ответственными. Главное, чтоб они при этом делали правильные выводы.

Максимальная тяга к опасности. «Все умрут, а я останусь!»

Этим детям море по колено, зачастую они не просто не видят опасности, а будто ищут их на свою голову. Они зачинщики опасных игр, экстремальных развлечений, конкурсов, игр с острыми предметами. Им это доставляет удовольствие, несмотря на травмы, ушибы, порезы, ссадины и осуждение взрослых. В раннем детстве они могут развлекаться в одиночестве, потом устраивают опасные игры в компании сверстников, куда легко привлекают детей, спрашивая «а слабо?». Родителей в эти игры не посвящают, играют тайно. К сожалению, эти игры действительно небезопасны и могут кончаться не только травмами. С такими детьми действовать путями наказаний и запретов бесполезно. Нужно искать причины такого поведения. Еще стоит обратить внимание на то, а нет ли у вашего ребёнка друга с такими же проблемами. Втянуть сверстников в опасные игры легко, и часто именно они, случайные участники, становятся настоящими жертвами. Поэтому всегда важно четко доносить до ребенка запреты и устанавливать границы, а также учить сопротивляться, говорить «нет» и принимать ответственные решения.

Тяга к опасностям у каждого ребёнка индивидуальна и их познание является частью процесса взросления. Так они знакомятся с разными полюсами нашего мира, добром и злом, смелостью и трусостью, ловкостью и ее отсутствием. Дети познают себя и окружающий мир, а мы, взрослые, своей реакцией поддерживаем то или иное их поведение. Поощряя детское «всемогущество» – подталкиваем к рискованным поступкам, тревожась по пустякам – вынуждаем детей скрываться или излишне осторожничать. Помните: «Кто не рискует, тот не пьет шампанского». И, может быть, лазить по стройкам, прыгать с гаражей и дразнить собак – неотъемлемая часть настоящего детства? И в силах родителей сделать так, чтобы эта «часть» пошла детям только на пользу.

Related Post

Где грань между фантазией и ложью?Где грань между фантазией и ложью?

Психика детей построена таким образом, что грань между фантазией и реальностью очень размыта. Фантазируя, ребенок искренне верит в то, что рассказывает. За это нельзя ругать, но при этом до детей

Как помочь ребенку преодолеть застенчивость?Как помочь ребенку преодолеть застенчивость?

Дома ребенок очень общительный, не замолкает ни на минуту, но стоит ему оказаться в незнакомой обстановке и он превращается в самого застенчивого ребенка в мире, прячется за ваши ноги и

Летняя закалка – залог здоровьяЛетняя закалка – залог здоровья

Летняя закалка – залог крепкого здоровья вашего малыша Осенью дети идут в школу, младшие дети идут в садик, родители приезжают из отпуска. Установится дождливая осенняя погода. Как защитить ребёнка от