Особенности общения детей со сверстниками

Детское общение эмоционально насыщено. В общении между собой дети раскованы, не стесняются проявлять свои эмоции. Нерегламентированность и нестандартность детского общения тоже являются особенностями общения детей. Они не придерживаются никаких норм. Они действуют так, как считают нужный и не стесняются кривляться, показывать друг другу язык, например. Таким образом дети проявляют свою оригинальность и демонстрируют свое “Я”. Для ребенка важнее его собственное действие, чем поддержка действий своего сверстника. Ему не интересно слушать других, ему важнее высказать свое мнение.

Дети в детском саду переживают целую гамму чувств и отношений: они ссорятся, дружат группами, обижаются, мирятся или делают мелкие “пакости”.

С двух до четырех лет – возраст, когда ребенок жаждет самовыражения и ожидает от сверстников соучастия в своих забавах. При этом каждый участник детского общения озабочен тем, чтобы привлечь внимание к себе. Дети в этом возрасте безразличны к успехам своих сверстников, и, одновременно с этим, легко решают проблемные ситуацию “в пользу” другого ребенка (например, отдают свои игрушки, уступают очередь в игре и т.д.). В то же время, сверстники еще не играют важной роли в жизни ребенка, и он одинаково комфортно чувствует себя как в коллективе сверстников, так и в одиночестве или в окружении взрослых.

Начиная с трехлетнего возраста сверстники для ребенка становятся важнее, и дети предпочитают играть коллективно, а не по одиночке. На основе совместных игр возникает детское общество. На пятом году жизни ребенок начинает осознавать свое положение среди сверстников. Развиваются коммуникативные умения: приветливо здороваться и прощаться, называть другого по имени и т.д. Главным содержанием детского общения становится деловое сотрудничество, в процессе которого дети согласовывают свои действия и учитывают активность своего партнера при достижении общего результата. Одновременно с этим появляется потребность в признании и уважении со стороны сверстников, а успехи и промахи других детей приобретают особое значение. Именно в этот период появляется соревновательное, конкурентное начало: дети активно интересуются успехами своих сверстников, демонстрируют свои преимущества и пытаются скрыть свои неудачи и промахи.

К пяти годам ребенок может оценить поступок, который он совершил, с точки зрения его последствий для физического и эмоционального состояния другого человека и самого себя. Ему становится понятен смысл рассуждения: «Если я делаю плохо другому, то будет грустно и неприятно ему и мне; если я поступлю хорошо – нам обоим будет радостно». У ребенка складываются интересы и ценностные ориентации, предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерные для мальчиков и девочек (например, «девочки играют в куклы, а мальчики в машины» и др.).

После шести лет в детском общении появляется способность к взаимопомощи и доброжелательность к сверстникам. Дошкольники этого возраста способны не только рассказывать о себе, но и умеют “слышать” сверстника, интересоваться его предпочтениями и желаниями. Осуществляется обмен информацией, планирование, разделение и координация функций, т. е. все то, что способствует созданию общности детей, ведущих совместную деятельность. С возрастом общение все больше приобретает самостоятельную ценность, выражающуюся в стремлении ребенка к сопереживанию, взаимопониманию, эмоциональной близости со сверстником. В этом возрасте появляются привязанности между детьми, которые впоследствии могут перерасти в настоящую, крепкую дружбу.

К семи годам ребенок выделяет личностные особенности сверстника («Интересные игры придумывает», «Хорошо бегает», «Очень добрый» и т. д.).

У дошкольников разница в возрасте имеет очень большое значение. В детском садике дети разделены на возрастные подгруппы и для каждого возраста разрабатываются определенные занятия. Дети старшего возраста, занимаясь вместе с младшими, могут показать свое превосходство, тем самым показать, как много они умеют. При этом ребенок более младшего возраста будет чувствовать себя неуютно и даже получить таким образом психологическую травму. Дети, оказавшиеся в такой ситуации зачастую становятся неуверенными в себе, зажатыми и менее успешными в будущем. Поэтому очень важно ребенку заниматься именно в подгруппе своих сверстников.