Общение между воспитателем и воспитанниками

Жизнь человека в обществе начинается с детского сада, и именно поэтому основы общественных отношений, заложенные воспитателями детского сада, являются определяющими в дальнейшем развитии ребёнка. Детский сад – важнейшее звено в развитии ребенка. Именно в детском саду дети проводят достаточно большое количество времени и учатся общаться между собой и с воспитателем. Через общение ребенок приобретает знания, развивает свои способности.

Профессиональная деятельность воспитателя – это процесс непрерывного общения его с детьми. От характера педагогического общения зависит эффективность воспитательно-образовательной деятельности в детском саду.

Существует несколько приемов эффективного общения:

– Радушие ко всем детям в одинаковой степени. Каждому ребенку воспитатель способен поднять настроение, помочь в преодолении трудностей, для каждого найти ласковое слово.

– Уважение. Ребенок – такая же личность, как и воспитатель, и имеет право на уважительное отношение.

– Воздействие не только на интеллектуальную, но и на эмоциональную сферу воспитанников. И поведение ребенка, и его отношение к окружающему меняется к лучшему, если ему получают не только осмысливать, но и эмоционально переживать собственные действия и поступки. Воспитатель задействует эмоциональное начало, когда он формирует доброжелательную атмосферу в группе, использует яркие примеры из жизни, использует ситуации в группе для побуждения детей к сопереживанию, сочувствию.

– Внимание к индивидуальным особенностям детей. Нет абсолютно одинаковых детей. У каждого есть свои индивидуальные особенности. Кто-то очень стеснительный, а кто-то очень подвижный. Кто-то любит рисовать, а кто-то петь. Очень важно развивать эти особенности.

– Согласованность принципов воспитателей и родителей. Обязательно нужно придерживаться одной позиции для эффективности воспитательного процесса. Например, в садике воспитатель приучает детей убирать за собой, а дома мама за ребенком убирает сама, говоря при этом «Оставь, я сама уберу». При таком подходе ничего хорошего не получится.

– Работа над укреплением собственного авторитета. Воспитатель должен оставаться непреложным авторитетом, как и родитель. Этот авторитет основывается на искренней вере ребенка в справедливость действий воспитателя, на желании подражать его действиям. Воспитатель должен требовательно относиться к каждому своему шагу, который могут увидеть и оценивать юные воспитанники. При этом родители тоже не должны подвергать сомнению авторитет воспитателя в глазах своего ребенка. Если у родителей возникают какие-то разногласия с воспитателем – решать их необходимо не на глазах у ребенка.

Общение педагога с детьми очень существенно влияет на формирование личности ребенка. И, конечно же, очень важна правильная, в меру эмоциональная и доходчивая речь у педагога. Дети очень чутко улавливают, как разговаривают взрослые — спо­койно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копи­руют. Поэтому очень важно контролировать свои эмоции в общении с детьми. Бывают моменты, когда воспитатель вынужден повышать голос, чтобы дети ее услышали среди общего гомона, но это не значит, что он кричит на детей. Он всего лишь пытается привлечь их внимание. Бывает также у воспитателей голос сам по себе строгий, не нужно этого страшиться. Дети строгого воспитателя слушаю более внимательно, четко улавливают интонации и быстрее усваивают информацию.

Для наиболее плодотворного и качественного общения между воспитателем и ребенком родителям рекомендуется почаще общаться с воспитателем, рассказывать об индивидуальных особенностях ребенка.