Дружеские отношения в игре

Общение является важнейшим средством налаживая дружеских отношений в игре. Часто по играм детей можно судить о взаимоотношениях детей, родителей, а также других членов семьи. Большое место в играх занимает отображение труда взрослых: дети наблюдают за работой взрослых и переносят эти наблюдения в игру.

Важно, чтоб родители не пускали этот процесс на самотек. Нужно читать детям книги, рассказывать сказки, читать стихи, чтоб дать деткам наиболее полное представление об окружающем. Дети перерабатывают впечатления жизни в своём сознании, раскрывают в играх свой характер, выявляют своё отношение к изображенному.

В игре очень ярко проявляются особенности личности детей, это ярко проявляется в характере взаимоотношений, возникаю­щих между играющими детьми.

Семья, детский сад показывают детям пример любви к своей семье, к труду, к окружающему миру. Дружеские отношения друг к другу. Все эти качества проявляются в играх детей. У детей игры занимают самое большое место.

Тематические игры, в большинстве случаев, подсказываются имеющимися игрушками. Дети быстро переходят от одной роли к другой. Уже в младшем возрасте дети любят несложные сказки, сопровождаемые действием.

У детей 4-5 лет содержание творческих игр обогащаются под влиянием воспитания. Они не удовлетворяются уже изображением отдельных эпизодов, а придумывают разные сюжеты. Дети пяти лет умеют сделать нужную постройку, находят разнообразное применение игрушкам. Их настолько развита, что они могут изображать различные сценки, говорят за действующих лиц. В этом возрасте дети любят строить, создавать какие-то модели с помощью различных конструкторов. Лего-конструирование – один из таких видов деятельности, где дети могут себя реализовать в этой сфере, проявить творчество и фантазию.

Сюжетные игрушки наталкивают ребёнка на определённые игры, где он уже учится взаимодействовать в коллективе.

Сюжетная ролевая игра возникает в группе уже знакомых друг с другом детей. В этой груп­пе до начала игры уже сложилась определенная систе­ма личных взаимоотношений, в которой каждый ребенок занимает то или иное место. Возможны два варианта объединения игровой группы: сначала проявляется интерес к содержанию иг­ры, а затем и интерес детей друг к другу. И второй вариант: дети, которые испытываю симпатия друг к другу, объединяются для игры по сюжету, который устраивает большинство из них.

Реальные внутригрупповые взаимоотношения во многом определяют и следующий этап игры, такой как распреде­ление ролей. Как показывают исследования, наиболее интересные роли чаще всего захватывают дети с высо­ким статусом. Они становятся лидера­ми в игре, диктуют свои правила, распределяют роли для остальных участников игры. Для того, чтобы получить этот так называемый статус, необходимо еще обладать и организаторскими способностями.

На фоне межличностных отношений возникают и развертываются сюжетно-ролевые отношения, обусловленные сюжетом и содержанием игры: дети в своих действиях и высказываниях воплощают свои представления о взаимоотношениях изображаемых персонажей (врача и пациента, продав­ца и покупателя и т. д.).: здесь актеры, играющие определенные роли, не пе­рестают относиться друг к другу как товарищи по ра­боте.

Существует еще и третий план отношений: организационные отношения по поводу игры, при наличии которых дети на мгновение «выходят» из роли и осуществляют конт­роль за действиями других участников игры. Они могут на ходу изменить ход игры так, как им в тот момент захочется.

Под влиянием коллек­тивных игр у детей воспитываются нормы коллективно­го поведения, которые затем переносятся детьми и за пределы игры, становясь общими нормами их поведе­ния. В игре ребёнок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности, дружбы и товарищества, он приучает согласовывать свои действия с действиями других детей, подчинять свои стремления ходу игры, воле товарищей. В этих условиях уже на уровне дошкольного возраста у детей появляются ростки осознания себя как членов определенного коллектива.