Дети и гаджеты

Живем мы с вами во время чудесное, время высоких технологий. Сидя в декрете вокруг нас телевизор с новостями, ноутбук с любимым сайтом, планшет с книгой, телефон, где лучшая подружка о жизни рассказывает. Они все такие яркие, красивые, интересные, да и у родителей в руках постоянно… И как тут устоять маленькому человечку?

Вторжение современных технологий в жизнь – явление неизбежное. Сети расширяют и ускоряют доступ к информации. Безусловно, маленькие дети осваивают электронные устройства на уровне использования быстрее, чем взрослые. Давайте рассмотрим негативные и позитивные последствия раннего использования гаджетов.

Как должно распределяться детское время? Ребенок должен много двигаться, много общаться и иметь личное время, когда он сам один играет в свои игрушки. Отсюда вроде бы следует, что нужно рекомендовать родителям обеспечить своему ребенку двигательную активность и достаточное общение, а когда он играет один, можно дать планшет и посадить смотреть мультики. Но не так все просто. Гаджет ограничивает развитие через узкий коридор впечатлений зрения и мелкой моторики. И самое важное, закрывает интерес к другим сферам, другим сенсорным коридорам восприятия. А когда ребенок занят традиционной игрой, этого не случается. Развитие человека происходит в контакте с людьми и предметами, а задача развития – научиться жить в реальном, а не виртуальном мире.

Пример привел практикующий детский психолог:

– то, что гаджеты и любая технология развивают мышление и расширяют возможности человека – в этом нет сомнения. Просто природа человека не успевает за этим. И если ребёнок не получает возможности потрогать руками, ногами, понюхать, полизать объект, то он теряет в возможности понять мир. В одном психолингвистическом эксперименте маленьких детей решили обучить одним и тем же словам разными способами. Одним детям показывали газету и говорили, что это «газета», показывали журнал и говорили, что это «журнал». Другим детям показывали газету, называли это «газетой», а после этого давали газету им в руки. То же самое делали с журналом. Дети газету мяли, журнал рвали, но цель эксперимента заключалась в том, чтобы помочь детям запомнить слова (это проверялось в последующем), а не сберечь предметы. Так вот, оказалось, что те дети, которым давали в руки предмет, запоминали название гораздо быстрее и лучше. Вывод простой – запоминание слова происходит быстрее в деятельности с предметом. В предметной деятельности.

Реклама, как основной инструмент продаж, заявляет гаджеты в том числе и как инструмент развития ребенка, который направлен на развития крохи, да и родители смогут контролировать, чем чадо занимается.

– Есть старое, конца 80-х исследование, которое показывало: дети 30-х гораздо лучше справлялись с решением интеллектуальных задач, чем современные. Исследователи объясняли это тем, что в 30-е дети практически не имели игрушек и играли палочками, тряпочками, камешками, превращая их по необходимости в мальчиков, девочек, лошадок, тарелки, одеяла, машинки, паровозики, тележки. И такая игра развивала фантазию и гибкость ума. Рекомендация, которая давалась родителям, была следующей: нужно, чтобы дети как можно больше играли кубиками, пирамидками и другими игрушками без четко выраженных функций, так, чтобы эти функции могли быть заданы самими детьми. Как вы понимаете, компьютерные игры – прямая противоположность таким игрушкам. Попытайтесь найти золотую середину между пользой новых технологий и вредом, не лишайте малыша возможности использовать свой пытливый ум.

Некоторые компьютерные игры и приложения действительно способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, учат читать, считать, рисовать. Так же существуют познавательные мультики, которые позволяют ребёнку получить новые знания об окружающем мире.

– Подвох в том, что качественных развивающих игр и мультфильмов не так уж много, большинство только заявляют о развивающем эффекте. Ребёнок рождается и растёт в современном мире, и современная жизнь предъявляет к человеку достаточно высокие требования. Уже в начальной школе ребёнку понадобится знание компьютера, поэтому старательно не допускать знакомства ребёнка с разными электронными устройствами непредусмотрительно. Гаджеты должны быть в жизни детей, но дозировано и под родительским контролем.

– Малышам в возрасте 2–3 лет (именно в это время дети начинают интересоваться новыми современными устройствами) можно установить на ноутбук или планшет развивающие игры, соответствующие возрасту. Главное, чтобы родители контролировали время, проведенное ребенком с гаджетом. Детям до 3-х лет можно заниматься с устройствам не более тридцати минут в день, каждые 10 минут нужно делать перерыв, для того чтобы отдохнули глаза. Ребенку более старшего возраста время «общение» с гаджетами можно увеличить, но также необходимо совершать перерывы после 15–20 минут занятий или игр.

Делая вывод по всему вышесказанному, хочется отметить, что запрещать своим детям пользоваться современными устройствами не стоит. Все-таки мы живем в век технологий, и знания в этой области очень пригодятся в будущем. Главное, чтобы родители контролировали время, которое ребенок проводит с компьютером или планшетом. И не забывали, что нельзя подменять реальное общение с крохой никакими прогрессивными устройствами.